Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с семьями в социально-опасном положении
1.1. Особенности социальной работы с семьями в социально-опасном положении
Под социальной работой понимают особый вид деятельности, целью которой является удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов различных групп общества. При реализации социальной работы разрабатывают и создают необходимые условия, которые способствуют восстановлению и улучшению способности нуждающихся людей к социальному функционированию.
Основным направлением деятельности при социальной защите являются социальные гарантии. Под ними понимают обязательства государства по отношению к определённым категориям
общества, имеющим различного рода проблемы [10]. Эти проблемы могут быть самого разнообразного характера, медицинские, финансовые и др. Любые проблемы подобного рода решают с помощью государственной поддержки семей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, где есть дети и где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию. Это отрицательно влияет на поведение детей. Для современной России актуальна проблема защиты прав детей, вообще и в целом.
Ребёнок, попавший, в сложную семейную ситуацию, оказывается психологически не готовым к самостоятельному решению своих проблем. Очевидно, что все эти дети нуждаются в услугах специализированных организаций. Специалисты, которые занимаются такого рода проблемами, часто упоминают словосочетание «социально опасное положение». Причём, это словосочетание можно услышать от специалистов самого разного профиля. Практики социальной поддержки, которые могут быть направлены на конкретную семью, могут распространяться на разные поколения. Специалисты социальной службы ориентируются при этом на качество жизни отдельных членов семьи [15].
При работе с семьей, которая оказалась в социально опасном положении, чаще всего ориентируются на детей, которые есть в семье. При этом объектом воздействия являются не сложные межличностные детско-родительские отношения, а социальная ситуация развития семьи в целом.
Специалисты социальных служб отмечают, что всё это обусловливает сложность задач, стоящих перед региональными социальными службами и органами местного самоуправления. При этом службы занимаются разработкой соответствующих программ и организуют различные мероприятия по социальной поддержке тех семей, которые находятся в социально опасном положении.
Региональная и местная специфика практик социальной поддержки семей, может отличаться в различных регионах РФ. При этом. в любом случае все социальные службы руководствуются в своих действиях соответствующей нормативно – правовой базой федерального и регионального уровня. К современным тенденциям в данном случае можно отнести то, что специалисты стремятся к разработке и реализации наиболее продуктивных, адекватных требованиям времени практик социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Подобного рода вопросы освещались в трудах исследователей и учёных И.А. Григорьевой, В.И. Жукова, И.Г. Зайнышева, С.В. Кадомцевой, В.М. Капицына и др. В их трудах рассматривались проблемы социальной политики и социальных институтов, которые определяют социальное положение, социальную устойчивость и мобильность малых групп. Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и др. [4, 19, 23,31]. раскрывали различные аспекты социальной политики и поддержки семьи в российском обществе. Ю.М. Резник и И.М. Слепенков в своих исследованиях рассматривали вопросы социальной защиты и поддержки семьи и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Анализом проблем современной российской семьи и характеристикой социально-структурных аспектов семейной жизнедеятельности занимались учёные и исследователи А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, М.С. Мацковский и др. В настоящее время активно и продуктивно развиваются исследования по теории и практике социальной работы с семьями. Этим занимаются А.И. Ляшенко, В.Н. Смирнова - Ярская, Л.В. Топчия, М.В. Фирсова и др. [7,11].
Н.П. Щукина в своих работах рассматривает следующую взаимосвязь: социальная работа – социальная проблема – социальные технологии – технологии социальной работы. При этом автор рассматривает необходимые критерии эффективности работы социальных служб, благодаря которым можно оценить работу службы не только качественно и описательно, а произвести количественные расчёты, которые позволят говорить о качестве работы той, или иной службы. В приоритете сегодня находится разработка различного рода программ, благодаря которым социальная служба имеет возможность работать на научной и методологической основе. Это, к примеру, может быть программа поддержки дисфункциональных семей [10].
Общепринятой точки зрения на проблему социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, пока не выработано. Тем не менее, в научной и специальной литературе определена сущность понятия «социально опасное положение семьи». Теоретическая и методологическая основа данной проблемы находится в стадии разработки, но что касается практики социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, здесь сегодня специалисты могут предложить ряд моделей и технологий, которые гарантированно позволяют говорить о положительной динамике работы.
Практически в каждом регионе РФ существует информационная база официальных данных Росстата и органов государственной статистики, в том числе, региональной. Социальные службы ежегодно издают статистические сборники, ведомственные справочники, которые содержат официальные фактические материалы, информационные документы реабилитационных центров для несовершеннолетних и др
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдонина, Е.И. Социальная адаптация детей из неблагополучных семей посредством социокультурной деятельности [Электронный ресурс] / Е.И. Авдонина // Ученые записки государственного социального университета. – No3. – 2019. – С. 11-20. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17784608 (дата обращения: 14.04.2024).
2. Азбука социального работника [Текст]: справочное пособие / Под общ. ред. Т. Н. Кузнецова. – Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ». - 2016. – 307 с.
3. Алексеева, Л.С. Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной реабилитации [Текст] / Л.С. Алексеева. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2018. – 127 с.
4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева // Социальное здоровье России. – 2017. – No3. – С.14-16.
5. Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема [Текст] / Ю.В. Бодрая, Е.В. Моцовкина // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – No 3. – С. 195-199.
6. Васильчиков, В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие для студентов вузов: рекомендовано УМО по специальности «Социальная работа» [Текст] / В.М. Васильков. – М.: Академия, 2017. – 198 с.
7. Волков, Д.В. Методы воспитания несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Д.В. Волков // Всемирная организация здравоохранения. – No3. – 2021. – Режим доступа: https://www.who.int/ru (дата обращения: 14.04.2024).
8. Галиева, С.Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положении, как условие профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – No 6. – Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11632 (дата обращения: 14.04.2024).
9. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова // Алтай: Алтайский государственный университет, 2019. – 156 с.
10. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений: Практикум [Текст] / Ю.Г. Демьянов. – М.: Кнорос, 2018. – 160 с.
11. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 274 с.
12. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] / Т.С. Зубкова. – М.: Академия, 2014. – 326 с.
13. Зритнева, Е.И. Семьеведение: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направл. подготовки и спец. «Социальная работа» / Е.И. Зритнева, Н.П. Клушина. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 205 с.
14. Зритнева, Е.И. Технологии социальной работы общеобразовательного учреждения по социальной реабилитации несовершеннолетних [Электронный ресурс] / Е.И. Зритнева // Мир науки, культуры, образования. – No2 (87). – 2021. – С. 61-76. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45677544 (дата обращения: 14.04.2024).
15. Зюбин, Л.М. Растить человека [Текст] / Л.М. Зюбин. – М.: Просвещение, 2016. – 140 с.
16. Изоренко, Д.А. Социализация детей из неблагополучных семей [Электронный ресурс] / Д.А. Изоренко // Актуальные проблемы теории и практики психологи и социологии. – No5. – 2018. – С. 172-181. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29780011&pf=1 (дата обращения: 14.04.2024).
17. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2016. – 204 с.
18. Карасева, А.С. Опыт применения технологии социальной работы по решению социальных проблем неблагополучных семей [Электронный ресурс] // Научные и творческие достижения в рамках современных образовательных стандартов. – No3. – 2019. – С. 29-33. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37046591 (дата обращения: 14.04.2024).
20. Квартыч, Е.И. Социальная реабилитация детей, рожденных в семье алкоголиков [Электронный ресурс] / Е.И. Квартыч // Медицина. Социология. Философия. Прикладные искусства. – No4. – 2020. – С. 121-134. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46246083 (дата обращения: 14.04.2024).
21. Кваша, Л.Г. Социальная реабилитация несовершеннолетних в специализированных учреждениях [Электронный ресурс] / Л.Г. Кваша // Теория и практика социальной работ в современном социуме. – No5. – 2019. – С. 156- 171. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41530121 (дата обращения: 14.04.2024).
22. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация [Текст] / М.А. Ковольчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 286 с.
23. Кондрашенко, В.Т. Основы семейной психотерапии и семейного психологического консультирования [Текст] / В.Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С.А. Игумнов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2018. – 397 с.
24. Лиханов, А.И. Дети без родителей [Текст] / А.И. Лиханов. – М.: Просвещение, 2010. – 324 с.
25. Наврузова, Л.К. Коррекция и реабилитация негативных последствий социализации детей из неблагополучных семей [Текст] / Л.К. Наврузова. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 124-127.